КАК РАСПОЗНАТЬ СКРЫТУЮ ДЕПРЕССИЮ
Селфи вошли в нашу жизнь для того, чтобы показать, насколько реально замаскированная депрессия может быть смертельной. А сейчас загуглите, пожалуйста, фразу face of depression. Теперь прочтите нашу беседу с экспертом Александрой КВИТКО про бич столетия – улыбчивые лица в лентах аккаунтов, за которыми скрывается летальный исход судеб тысяч людей.
– Александра, существует некая норма: чтобы твою боль воспринимали всерьез, надо выглядеть подавленным. Но желания демонстрировать свою боль у большинства нет по разным причинам. Как сегодня маскируется депрессия?
– Сегодня существует тенденция, некая такая особенность общества, когда мы все гонимся за успешным успехом. И поэтому выглядеть подавленным или грустным – не нормально. Ты, например, чего-то не добился, что-то не успел и не смог, и все это обществом успешно порицается. Именно поэтому депрессия маскируется мнимой успешностью, веселым настроением. А это уже мешает распознать истинную депрессию.
Не так давно я поднимала тему face of depression. Она заключается в том, что перед тем, как совершить суицид, люди выглядели очень счастливыми на последних фото в своих соцсетях. А окружающие даже представить не могли, что человек страдает клинической депрессией. И вот эта улыбка, «позитивное мышление» не работает. Так мы только загоняем проблему внутрь, как бомбу, которая рано или поздно рванет.
– В чем причины этого «грима» и «муляжа»?
– Причин очень много, среди них выделю предпраздничные депрессии. Потому что дома говорят: «Улыбнись, не порть всем настроение». То есть, когда ты грустишь, сидя за праздничным столом, для окружающих это кажется неприемлемым. И ты понимаешь, что проще улыбнуться только для того, чтобы от тебя отстали. Но никто не спросит, что тебя беспокоит, чем тебе помочь, что тебе может поднять настроение, давай сделаем это. Часто подобные «улыбнись…» исходят из детства, когда тебя обязывают улыбаться, даже если тебе плохо. Так мы год за годом привыкаем маскироваться.
– Какие симптомы могут говорить о суицидальных мыслях?
– Первое, на что важно обратить внимание, как человек ест (увеличение или уменьшение потребления пищи). Далее изменение сна (мало, много). Близкие люди, как правило, замечают такие нюансы. Еще в депрессии люди часто замедляются в движениях из-за нарушения когнитивных функций. Становятся забывчивыми, вялыми…
– А как распознать человека, который действительно может «выйти в окно», а не просто страдает от дефицита внимания?
– Наблюдать. Предпосылки есть у всего. Есть такое понятие «подготовка к смерти». Человек в такие моменты раздает долги, раздает вещи (если он не делал этого раньше), ведет подготовительные работы с юридическими документами…
– Как помочь человеку, если показалось, что у друга, например, депрессия?
– Разговаривать, задавать вопросы, не влезать в ситуацию, но предлагать помощь. «Чем я могу помочь» – лучшее, что можно спросить. Этих аккуратных фраз уже часто достаточно для того, чтобы человек понимал, что он не одинок, и у него есть поддержка. В случаях же клинической депрессии (требующей помощи психиатра и медикаментов) нужно просто брать человека за руку и вести к доктору.
– Александра, а как помочь тем людям, кто не рассмотрел трагедии в словах близких о желании умереть и прошел все круги ада из-за чувства вины?
– Эти случаи также не редки, и я настаиваю проходить таким людям психотерапию горя. Потому что рано или поздно это состояние «я виноват, не успел, не рассмотрел, не помог…» вылезет наружу. Горевание – это процесс отпускания человека из своей жизни. Наша психика любой утраченный объект воспринимает как неживой. Даже при простом расставании. И этот процесс нужно пройти. Ну а если речь идет о суициде, я считаю, все родственники должны пройти кратковременную психотерапию.
Александра Квитко +38 050 3240664