ТАТЬЯНА РОМАНЦОВА: «ВЫБЕРИ ПРОФЕССИЮ МЕЧТЫ, А НЕ…»
Хорошо, если вы выбрали свой путь еще в детстве и сделали это самостоятельно! Вы долго учились, стремились к знаниям и искали лучший путь для реализации. Но не у всех бывает так гладко, для чего и существуют специалисты по профориентации. О ней, о выборе профессии и тестировании говорим с экспертом в профориентации, Executive & Business коучем ICF Татьяной РОМАНЦОВОЙ.
– Татьяна, очень рады снова встретиться с Вами и осветить очень актуальную и интересную тему. Сегодня углубимся в вопросы профориентации молодежи. Начнем с Вашей оценки реальной ситуации. Возможно, есть некая статистика на эту тему?
– Как показывает практика, и о чем также свидетельствуют социологические исследования, около 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, 46% – ориентированы при выборе профессии на мнение родителей или родственников, 67% – не имеют представления о сути выбранной профессии, поскольку школьники не обеспечены качественной профориентацией. Проблема заключается в отсутствии инструментария и комплексного подхода и в значительной мере может профилактироваться качественно обоснованной системой профориентации подростков.
– Поговорим об инструментах. Что используете в работе с молодежью?
– Если мы говорим о профориентировании подростков, то, в первую очередь, – это профориентационное компьютерное тестирование и групповое или индивидуальное консультирование с применением технологии коучинга, которое помогает определиться с выбором будущей профессии подросткам от 13 лет до 18 лет.
Также, в работе с подростками я использую трансформационные игры-тренинги на развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков с использованием метафорических ассоциативных карт и трансформационных игр.
Кстати, этот формат очень откликается и взрослым. На сегодняшний день, это достаточно частый запрос со стороны как среднего и малого бизнеса, так и корпоративных клиентов…
– Ваш проект носит абсолютно социальный характер и нацелен на развитие нашего общества. Какую миссию Вы несете своими трудами?
– Пожалуй, я мечтаю о том, чтобы он стал абсолютно социальным и давал возможность каждому старшекласснику пройти профориентационное тестирование, получив индивидуальную консультацию.
Моя миссия – помочь ребенку определить свои сильные стороны и зоны развития, опираясь на которые он сможет выбрать наиболее подходящую для себя профессию. А следствием этого будет то, что к работодателям будут приходить на собеседование осознанные кандидаты с развитой мотивацией на профессиональный рост.
Поэтому хотелось бы обратиться к представителям социально ответственного бизнеса, людям неравнодушным к развитию молодежи, финансово поддержать инициативу, чтобы как можно больше старшеклассников в нашей стране могли иметь доступ к бесплатному профориентационному тестированию, что поможет ребятам лучше узнать себя и в разы минимизировать риски ошибочного выбора профессии.
– Думаем, Вы уже имеете некоторые результаты. Расскажите о них.
– У меня очень ответственная работа. Ведь мои рекомендации касательно выбора той или иной профессии могут быть судьбоносными, поэтому ошибки недопустимы. Главными результатами для меня являются отзывы клиентов. Я особенно трепетно отношусь к благодарственным сообщениям ребят, которые прошли у меня профориентационное тестирование. Они пишут о том, что консультация по профориентации помогла им сделать правильный выбор специальности и им нравится учиться. А родители рекомендуют меня как эксперта своим друзьям и знакомым. Для меня это самый высший результат!
– Возможно ли такое, что выбор профессии и деятельности со временем сменится? Что рекомендуете делать в случаях, когда профессия не радует?
– Да, конечно, такое случается. Человек выбирает профессию, основываясь на множестве факторов, включая внешние: мнение родителей, друзей, финансовые возможности. Подростки часто при выборе профессии ориентируются на ее престижность или высокий уровень оплаты труда. В таких случаях чаще всего со временем человек и решается сменить деятельность.
Однако именно психологические особенности человека, его интересы, способности, склонности и личностные черты определяют, в каких сферах деятельности у него будет больше возможностей для самореализации и от какого труда человек будет получать большее удовольствие.
Поэтому вместо того, чтобы стоять в очереди за дипломом, можно пройти профориентационное или профкарьерное тестирование, которое поможет определить наиболее подходящую для человека профессию.