АНАЛИТИКА ДЕНИСА КИСЛОВА
Власть, политика, реформы, бизнес и потенциал. Об этом и многом другом говорим с аналитиком международных отношений, политологом, доктором философии государственного управления, генеральным директором и основателем Corporate Research and Consulting International Bureau Денисом КИСЛОВЫМ.
– Денис, прежде чем перейдем к бизнесу и его положению в нынешних условиях, хочется получить от Вас оценку происходящему в разрезе «было-стало».
– Если заговорили о реформах, значит будут грабить… Наша реальность такова, что реформ все больше, а качество жизни идет по наклонной. По сути, можно грешить, что это государство призвано обеспечивать очень узкую прослойку людей. И к власти может прийти только такой же бессовестный, жадный, хамоватый человек. Ну а подобные люди совершенно точно не сделают ничего качественно эффективного. Но есть и проблема восприятия, готовности самих реформ между низами и верхами, а также застрявшими между ними функционерами. Отсюда на базовом социальном уровне возникает разочарование – мол, были готовы, были вооружены этой волей во время Майдана! Но не готова элита, которая исказила и дискредитировала идеи Майдана.
Однако реальность, если не обратная, то она где-то ближе к середине. 90% граждан даже не станут пытаться понять смысл проблематики, выстраивая суждения по полноте своего холодильника и потребления каналов коммуникации. Увы, выход из тупика – реформировать только в просвещении и подготовке кадров. У нас нет критической массы кадров для переоснования, реализации масштабных проектов.
Украина – это полигон. Более того, понятию «реформа» не без участия ваших коллег (в ротации новостных лент) предоставили чуть ли не магическое свойство. Вот только реформа – это дословно изменение формы (re-form). Из этого никак не следует, что изменение обязано быть в хорошую сторону, более того, это изменение лишь формы и ни в коем случае не самой системы. Сути оно не касается. В конце концов, для любой перестройки нужна материальная база. Но мы реформируем пустоту. Мы, похоже, избрали философию японского самурая – нет никаких целей, есть только свой путь.
– А что Вы думаете о политической составляющей украинского государства. Справляется ли правящая власть с обещаниями и ожиданиями народа?
– Наша страна не интегрировала в себя ни гражданский, ни управленческий класс, а политический ландшафт имеет искаженную форму, где центропериферическую систему разрушили, а децентрализацию лишь формализуют. Уровень жизни большинства украинцев падает, другая часть баснословно богатеет. Кадровая политика умножена на ноль.
Увы, у этой власти нет шансов справиться с вызовами и стагнацией в Украине. И дело даже не в том, насколько стоит для них такая задача, и видят ли они в этом цель, или цель попирания закона. Дело скорее в том, что поляризация в обществе обернулась отражением ее безопасности и национальной идеи. А ведь «война», если она не гражданская, должна была объединить нас, но мы получили еще более глубокий кризис власти и управления.
– Какие Вы видите перспективы развития нашего государства, предположим, лет через 5-10?
– Хуже всего, что я не вижу его вообще. Его – это государства. Модель прочности и износостойкости при том турборежиме демонтажа, что происходит, не выдержит еще и семи лет. Даже если мы и допустим мысль, что тут вызреет типичное восточноевропейское государство с численностью до 20 миллионов, и, вероятно, с моделью управления наиболее приближенной к Израилю, то уж точно и в будущем Украине будет сложно создать унитарное государство. В ее основе нет сильной монархической составляющей как фундамента самосознания. Что же касается востока Украины, то эта территория и население Донбасса являются, похоже, обреченными экспериментальными объектами в ходе большой игры на противостояние и сдерживание цивилизационной оси Запад-Азия-Ближний Восток.
– Кто, на Ваш взгляд, наиболее влиятелен в отношении наших перспектив? Запад или восток, условно?
– Вопрос несколько манипулятивен. Поймите, пока мы стоим в таком положении, у нас нет перспектив как единого целого. При такой позиции нам лучше разойтись и выстраивать свободные торгово-экономические отношения. Если нет, то и запад, и восток Украины должны уважать выбор друг друга, при этом ориентируясь на центр или вернее на нарратив центризма.
Если мы рассматриваем с точки зрения перспектив и тенденций, то я склонен к тому, что Большая Украина все равно вернется в гавань постсоветского пространства. Другое дело, что это пространство в принципе все будет трансформировано под китайскую экономику.
Говорить о достижениях мысли геополитиков можно долго, но важно четко понимать, что у Украины не может быть геополитического выбора, т.к. она не является субъектом геополитики (на мой взгляд, не факт, что теперь она объект геополитики, скорее – инструмент).
– Что сегодня необходимо предпринять, чтобы остановить запущенные процессы самоуничтожения экономики страны?
– Вопрос комплексный и, как по мне, утопичный. Но, если рассматривать его с позиции ВВП, то при расчете его 70% – зарплата. Фиктивных кредитов в Украине ежемесячно на 4 млрд. Оборачивается порядка 20 млрд. в тени. А серых годовых доходов порядка 550 млрд. Нужно легализовать зарплаты и доходы. Но что даст легализация зарплаты и оборота теневого бизнеса при грабеже бюджета? Остановку хотя бы чего-то еще работающего. Учитывая психологию бизнеса, начинать надо не с грабежей бизнеса, а убрать рейдерство и уменьшить налоги (при этом ходят активные инициативы поднять НДС до 26%), обеспечить исполнительность жесткой регуляции и обязательства самозанятого населения. Расчет, что бизнес выйдет из тени под давлением, нелеп. Так как любая детенизация всегда будет вызывать обострения. Любое давление порождает потребность в компенсации давления на доходы и желание их еще активнее тенезировать.
Если же говорить об экономике в целом, чтобы ее запустить, нужно не только работать с налоговой системой на ее минимизацию (тем более в условиях пост-ковидных обстоятельств), а и говорить о потребности перезапустить технические и инновационные парки. Принять закон о локализации, что так и замер после первого чтения. Ну и, в конце концов, отходить от аграрно-сырьевой экономики, ослабив сырьевой штопор (крен), и попытаться начать догоняющее развитие. К примеру, в использовании того же возобновляемого биологического сырья.
– Перейдем к бизнесу. Начнем с тех, кто оказался не у дел. Какие сферы сегодня вымирают безвозвратно?
– В целом самой чувствительной будет сфера услуг. А тут и сфера ремонта постепенно умирает, и ресторанный бизнес преобразовывается, туристический меняет форму и оптимизируется. В конце концов, отмирает и перестраивается образование, и индустрия развлечений, вплоть до коммунальной индустрии. И множество иного, где больше было принципа В2С и меньше В2В.
Но при этом будет ускоряться экспоненциальный рост с новым развитием в секторе энергетики, оборонном секторе, финтех, инновационная промышленность. Футуристы считают, что до 2030 года исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, преимущественно виртуальных, как то консультант социального дистанцирования или дизайнер социального дистанцирования.
– А что может спасти сегодня мелких ФОПов, на Ваш взгляд?
– Проблема не решена, она заморожена. И тут палка о двух концах. С одной стороны, я и сам противник ФОПов, но не как самозанятости населения и малого предпринимательства. За это я как раз обеими руками. А как формы ведения бизнеса и налогообложения. Так как ФОПы – это упрощенцы вне практики стран развитых экономик и, уж извините за грубость, не последнее зло украинской экономики. Ведь эта форма позволила сегментировать крупный и очень высокооборотный средний бизнес, тем самым уходить от налоговой рутины коррупционным путем, что идет в убыток экономике страны.
Для ФОПов нужно делать что-то наподобие эквайринга: первая группа до 1 миллиона – оставлять, как есть; вторая группа – 2-3% от оборота; третья группа – 5% от оборота, и не привязывать учет к номенклатуре.
– Денис, спасибо за полезную информацию. Это очень доступно и ценно для нашего читателя. Какие дадите личные рекомендации на тему открытия и развития бизнеса в Украине?
– Прежде всего, стоит сконцентрироваться на выборе направления деятельности и разработке. Не поленитесь потратить время на понимание и определение организационно-правовой формы для вашего бизнеса. Ну и ответьте себе на главный вопрос: «Зачем вести свой бизнес?»
Если же вы решились, я желаю вам никогда не знать поражений и не допускать грубых ошибок в деятельности. Не прекращать строить грандиозные планы и усердными стараниями реализовывать их.