АНДРЕЙ БАРСКИЙ: «С НОГАМИ ХОРОШО, БЕЗ НОГ ПЛОХО!»
История каждого человека уникальна и увлекательна. Но особенно интересно наблюдать за семьями, в которых профессия кочует из поколения в поколение. Она словно дар передается из рук в руки. И в этом есть какое-то волшебство.
Герой нашей публикации – эндоваскулярный и сердечно-сосудистый врач-хирург Андрей
БАРСКИЙ именно из такой семьи. Мама талантливого врача – тоже хирург. Поэтому его детство и юность прошли во взаимодействии с медициной. Вспоминая это теплое время, Андрей рассказал нам, что мама была семейным доктором всего района, и к ним домой часто приходили за медицинской помощью.
Сегодня и у кабинета Андрея выстраивается очередь пациентов. Только он, в отличие от своей мамы, выбрал не общую, а эндоваскулярную хирургию. 13 лет врач работает в специализации, сопряженной с рисками, и уверяет, что заболевания периферических артерий, а особенно одно из грозных его проявлений – критическая ишемия нижних конечностей, чрезвычайно опасны.
В чем тяжесть этой болезни, почему так важно осознанно относиться к поставленному диагнозу – сахарный диабет и что такое эндоваскулярная хирургия. Обо всем этом мы с Андреем очень серьезно поговорили.
– Здравствуйте, Андрей! Это правда, что эндоваскулярная хирургия – одно из молодых направлений в медицине?
– Так можно сказать с некоторой оговоркой. Эндоваскулярная хирургия – действительно молодая специальность. Но такая она лишь потому, что в обществе обсуждается относительно недавно. Активно о эндоваскулярной хирургии начали говорить лишь 15-20 лет назад. Но истоки ее уходят лет на 50-70 назад. Поэтому можно уверенно сказать, что это уже довольно зрелая медицинская специальность и направление, которое плотно вошло в нашу жизнь. Это высокотехнологичная хирургия с применением малотравматичных и малоинвазивных методик, «хирургия без разрезов». Область применения сегодня настолько широка, что легче сказать, где она не применяется. Это кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, неврология, нейрохирургия, гинекология и урология, онкология, ЛОР заболевания и др. Как сказал академик Б. Г. Алекян: «Эндоваскулярная хирургия – это фантастика, ставшая реальностью».
– В чем преимущество эндоваскулярной хирургии?
– Давайте сравним эту процедуру с теми же шунтирующими операциями. Чтобы произвести, допустим, шунтирование голени, нужно сделать 3-4 больших разреза на ноге. Далее вас ожидает несколько недель реабилитации, длительная антибиотикотерапия и т.д. А эндоваскулярная операция – это прокол на коже величиной в 2 мм. На следующий день после такой процедуры, а в некоторых случаях и уже через пару часов после ее проведения, пациент идет домой и возвращается к привычной жизни.
Как бы странно для кого-то ни звучало, любое эндоваскулярное вмешательство (за редким исключением) не требует длительного реабилитационного периода. В большинстве случаев оно проводится без общего наркоза. Время проведения варьируется от 1,5 до 4-5 часов (но это мы уже говорим о более сложных случаях). Чаще процедура проходит легко и быстро. Это выглядит как что-то невероятное, похоже на космические технологии. Тем не менее, это так. Поэтому эндоваскулярную хирургию смело можно назвать хирургией одного дня.
«Сахарный диабет – не заболевание, а образ жизни»
– Кто Ваши пациенты? Опишите их.
– Чаще всего – это мужчины старше 60 лет. Но сразу оговорюсь, что большую часть наших пациентов составляют люди с сахарным диабетом. Пациенты с диабетом и с поражением сосудов – это уже, к сожалению, не редкость.
– Почему проблема сахарного диабета сегодня так актуальна?
– Дело в том, что образ жизни современного человека изменился. Мы стали менее подвижными, стремимся к быстрому утолению голода, употребляя пищу в любых количествах и в любое время суток. А ведь мимолетное желание утолить голод приводит к тому, что мы часто употребляем нездоровую пищу.
Сахарный диабет сегодня часто называют не болезнью, а образом жизни. Это значит, что человеку, которому диагностировали такое заболевание, важно соблюдать определенные правила для комфортной и счастливой жизни.
«Если пациенту выполняется ампутация – это для него наказание»
– Заболевания периферических сосудов и одно из грозных его проявлений – критическая ишемия нижних конечностей, – почему это так страшно?
– Задам вашей аудитории риторический вопрос: знаете ли вы, что выживаемость при критической ишемии нижних конечностей ниже, чем при сердечной недостаточности, инсульте и большинстве видов рака?! А я об этом знаю. Это тема, на которую нужно не просто говорить и развивать, о ней нужно кричать. Потому что смертность от ампутации сегодня очень высокая. После ампутации по поводу критической ишемии нижних конечностей смертность в течение года составляет 50%. Каждые 30 секунд в мире выполняется одна ампутация.
Говорят, что ампутация – это метод лечения. Но в древности она носила характер наказания. Сегодня я воспринимаю слово «ампутация» в таком же ключе. Если пациенту выполняется такая операция – это для него наказание.
Для убедительности приведу цитату известного ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, который когда-то сказал: «Я удивляюсь, что общество заплатило бы хирургу большую сумму денег за удаление ноги пациента, но ничего, чтобы ее спасти». Вдумайтесь в эти слова, и прежде чем принять окончательное решение по ампутации конечности, проконсультируйтесь с сосудистым хирургом. Если он скажет, что восстановить кровоток в конечности уже невозможно, только тогда ампутация считается целесообразной. Вы не представляете себе, какое количество нетравматических ампутаций можно было бы предотвратить. Поэтому, когда ко мне приходит пациент со словами: «С ногами плохо», я ему отвечаю: «С ногами хорошо, без ног плохо!».
– Как заболевания периферических сосудов связаны с диагнозом сахарній диабет?
– Напрямую. Если вам поставили диагноз «сахарный диабет», вы должны понимать, что у вас могут быть подобные проявления. Поэтому минимум раз в год, а лучше раз в полгода проходить профилактические осмотры у сосудистого хирурга. Важно понимать, если вы безответственно относитесь к своему диагнозу: злоупотребляете сладким, не контролируете уровень сахара в крови, не дружите со своим эндокринологом, кардиологом, сосудистым хирургом, зависимы от алкоголя, курения, наркотических веществ – последствия могут быть печальными.
– Как определить, что пациент находится в критическом состоянии?
– Если ко мне на прием приходит человек и говорит: «Я не сплю уже 2-3 недели, у меня раны на пальце…», можно уже говорить о критической ишемии, а значит, явной угрозе потери конечности.
Не доводите ситуацию до этой критической точки, берегите себя и будьте здоровы!