АЛЕКСЕЙ БЕБЕЛЬ ОЦЕНКА 2021
Алексей БЕБЕЛЬ – соучредитель Kyivstratpro, участник общественной инициативы «Донбас-Донбасс», адвокат, руководитель адвокатского объединения «Бебель, Демура и партнеры». В этом номере говорим с экспертом о реформах, их ценности, значимости и реальном положении вещей.
– Алексей, поговорим о событиях уходящего года. Какова Ваша оценка?
– Произошедшие в 2021 году изменения я охарактеризовал бы как углубление системного кризиса. Как и ранее, вместо продуманных реформ мы получаем продолжение спорадических решений. Тому примером и массовые увольнения из Государственного бюро расследований следователей, набранных всего несколько лет назад, и так называемая очередная судебная реформа, а по факту установление внешнего контроля за судебной системой, и продвижение весьма спорного переформатирования функций СБУ. И многое другое.
Все это подается под соусом усиления борьбы за законность, впрочем, как ранее преподносилось, создание новых антикоррупционных органов. Толку никакого, если честно. Все хуже и хуже.
И дело тут не в том, что у кого-то полномочий мало. Их как раз хоть отбавляй. Вот для НАБУ создали специальные прокуратуру и суд, превратив этот орган в систему «замкнутого цикла». Но где, позвольте спросить, направленные в суд обвинительные акты по взяткам на высшем уровне? Не слышно. Все потому, что если уж создавать такой орган, то, чтобы пресечь взятки и «откаты» высшим чиновникам, а не с целью ведения уголовных производств по предприятиям и местным органам самоуправления.
– Это о деле Одесского горисполкома, в котором Вы защищаете начальника юридического департамента Инну Поповскую?
– В том числе. Юридическое экспертное сообщество живо откликнулось на это уголовное производство. Имея опыт работы именно со стороны следствия и обвинения, скажу откровенно, что такие подозрения не подписал и не утвердил бы никогда. Но не теряю надежды на то, что прокуроры трезво взглянут на происходящее. Пока же я вижу только «мы так думаем» и «у нас есть версия». С таким багажом, уверен, в провинциальном суде подобное дело «развалилось» бы, невзирая ни на какие увещевания прокуроров и правоохранителей.
Но это не единичный факт, и не только, а даже и не столько НАБУ касается. Вспомните так называемое «вертолетное дело» о бывших работниках Миндоходов. Сейчас молчат. И лишь тихонечко сообщается, что закрыто в части создания преступной организации, отменен приговор и так далее. Когда в этом производстве я стал защитником у одного бывшего руководителя, то сразу же увидел, что там просто полет фантазий, особенно в части создания преступной организации. Доказательства собрал, ходатайства подал. Вообще не понимаю, как можно было расследовать и брать людей под стражу на основании собранного абсурда?
– В чем Вы видите глубину этих проблем?
– Не заканчивается все одними уголовными производствами. Проблематика гораздо шире. К одному из клиентов были претензии на миллиарды гривен за якобы нарушения антимонопольного законодательства. Предприятие в суде доказало свою правоту. Но сколько сил потрачено на то, чтобы убедиться, что белое – это белое.
Корень проблемы в безнаказанности. На любом уровне могут подписать, что хочешь. Знают, что никого привлекать к ответственности не будут, чем бы дело не кончилось. Главное – картинка сегодня, а завтра хоть трава не расти.
– Каким может быть выход из ситуации, на Ваш взгляд?
– Выход из этого может быть только один. Подбор не по количеству красивых иностранных дипломов о недельной или месячной стажировке, с последующей работой в грантовых структурах или сфере «реформирования». Государство может развиваться тогда, когда опирается на способных мыслить масштабно, умеющих находить правильные решения, наказывающих за безответственность и знающих предмет своей работы, что называется, снизу вверх. В противном случае… В принципе, мы каждый день наблюдаем результат действия по-иному.