АНАСТАСИЯ СМОГУНОВА О ПОДРОСТКАХ, КНИГЕ И ПЛАНАХ
Этой женщиной можно и стоит восхищаться. Она создает то, что не по силам многим любящим родителям. Мы говорим с Анастасией СМОГУНОВОЙ о подростках. О ее книге, о навыках, личных ресурсах и истинных человеческих ценностях. Анастасия начала разговор с фразы: «Помните, что внутри вас есть все необходимые ресурсы для достижения ваших целей! Стоит только захотеть!» Она обучает подростков, изучает их и наслаждается своей работой. Наша гостья наладила отношения с собственными детьми и хочет поделиться с другими родителями тем, как она вышла с минимальными потерями из бури подросткового возраста своих детей.
ДОСЬЕ MILLENIUM:
Автор книги «Путеводитель в мир подростка: волшебная таблетка для родителей», практикующий коуч, сертифицирована по программе ICTA, сертифицированный тренер по коучингу, бизнес-тренер, преподаватель года бизнес-школы предпринимательства для детей и подростков MBA Kids international по версии Kid’s choice, ведущий тренер образовательного, профориентационного проекта Generation+, ведущая тренингов и мастер-классов по самокоучингу, маркетингу, личному бренду, менеджменту и проектному управлению, ко-тренер программы обучения коучей, более 5000 проведенных коуч-сессий.
– Анастасия, не так давно Вы выпустили книгу для взрослых о подростках. В чем ее лейтмотив и ключевые аспекты?
– Лейтмотив книги: как понять и принять подростка таким, какой он есть. Как помочь ему стать счастливой, а значит – успешной и многогранной личностью. Это не просто книга, которую можно прочитать за неделю, это книга-тренинг, читая ее, необходимо выполнять техники, которые я рекомендую. Если исправно прорабатывать рекомендуемые техники и методики, описанные в книги, – читатель, в первую очередь, прорабатывает себя, затем уже работает с подростком.
База для этой книги – те коучинговые методики, техники из психологии, проработанные мной, иногда интерпретированные в ходе использования с моими детьми и студентами-подростками, с которыми я работаю на тренингах. Все инструменты работают, я их испытала на собственном опыте.
Моя книга о том, что подросток – это отдельная личность, а не ваша собственность или часть тела. Моя книга учит тому, как наслаждаться процессом родительства, как преуспеть в данном аспекте, перестать ссориться с ребенком и испытывать постоянные негативные чувства.
– Что вдохновило Вас на ее написание?
– У меня одно вдохновение – это мои дети: дочери 15 лет, сыну 16. Почти четыре года назад я ушла из компании, в которой проработала 10 лет. Там я прошла все ступени карьерной лестницы и успешно (более семи лет) управляла отделом маркетинга. Решение было осознанным и взвешенным: у моих детей наступил подростковый период, я начала терять с ними контакт, и наши отношения оставляли желать лучшего. Чтобы наладить все процессы, я, как маркетолог, пошла изучать данную целевую аудиторию изнутри. Так я стала тренером двух подростковых проектов – MBA Kids и Generation+.
– С какими клиентами Вы сегодня работаете чаще всего? Какие топовые проблемы помогаете им решить?
– Сейчас у меня интересная ситуация. В коучинге у меня 70% подростков и 30% взрослых. У взрослых – это бизнес, его масштабирование, как уйти из найма и начать свой бизнес или поменять свою профессию. Подростков приводят родители. Запроса обычно два: он не знает, кем быть (профориентация), и он ничего не хочет (т.е. учиться). Я очень люблю работать с подростками, они отличаются от взрослых тем, что им легче выходить за рамки, они могут двигаться гораздо быстрее, чем взрослые, у них нет негативного опыта, который их бы останавливал перед желаемым результатом.
– Анастасия, расскажите детальнее о Вашем профессиональном пути. Как шли к достижениям и таким значимым результатам?
– Я по первому образованию – врач акушер-гинеколог, даже успела поработать по профессии. Но так сложились обстоятельства, что нужно было содержать семью, я ушла в фармацевтический бизнес, где прошла всю карьерную лестницу от медицинского представителя до руководителя отдела маркетинга. Эти 10 лет меня очень закалили. Коучинг вошел в мою жизнь очень смешно. Сначала я думала, что коучинг – это искусство задавать вопросы. В чем-то это правда, но не в полной мере. Мой начальник владел искусством задавания вопросов в совершенстве. Чтобы быть, как минимум, на его уровне, а может и стать в этом искуснее, я пошла на курсы коучинга. Но, пройдя 8 месяцев коучинга и получив сертификат Professonal Coach, я очень сильно изменилась.
Потом был тренерский интенсив и сертификация Master Coach и Traner of Coachig. А далее много-много работы с клиентами. Было время, когда мой день начинался в 5 утра, а заканчивался около полуночи. Это все были коуч-сессии и работа с клиентами. В таком режиме я прожила полгода, потом настолько выгорела эмоционально, что три месяца не брала клиентов и почти не общалась с людьми.
Сегодня не только клиенты выбирают меня, но и я выбираю их. В коучинге, как и в любой профессии, важны не только знания, но и практика. Конечно, я применяю коучинг во всех сферах жизни, в первую очередь, со своими детьми. Благодаря коучингу я выстроила замечательные отношения с моими детьми. Благодаря коучингу легко нахожу контакт с любым подростком, поэтому подросткам так интересно на моих парах. Они любят со мной общаться и очень многое доверяют мне. Это самое большое достижение в моей жизни – менять траекторию движения подростков.
– К слову, про результаты, какими достижениями своих клиентов Вы гордитесь больше всего?
– Это очень разные результаты, всеми я горжусь в одинаковой степени. У меня была клиентка, к которой муж применял физическое и моральное насилие в течение 12 лет. С моей помощью и поддержкой она таки смогла уйти от него, начала новую жизнь! Еще очень горжусь двумя своими юными клиентами, которые ненавидели школу, а сейчас учатся в Германии и США. Я горжусь, что однажды не дала сломать жизнь молодому человеку: он писал стихи, а мама хотела, чтобы он был экономистом. Парень сегодня учится в Польше. Еще один из первых клиентов, фармацевтическая компания, которая благодаря моему сопровождению увеличила годовой валовый оборот на 49% в долларовом эквиваленте!
– Анастасия, с какими «симптомами» Вы бы рекомендовали людям обращаться к коучу?
– Вам точно нужен коуч, если вы на протяжении какого-то времени задаете себе вопрос про будущее. В каком направлении двигаться дальше? Какие мои цели? Зачем я живу? Как достичь цели? Как увеличить доход? Как найти прибыльную идею для бизнеса? Как наладить отношения в семье? Чем заняться, как найти работу по душе? Как мотивировать себя/сотрудников для достижения результата? Как найти время? Я уперся в стену? Мои отношения с коллегами, родными, детьми?
Мне сложно дается принятие решения? Это мои топ 12 запросов, с которыми чаще всего приходят люди, и коучинг срабатывает на все 100%. Конечно, запросов гораздо больше, потому и видов коучинга существует много.
– Вы являетесь тренером социальной платформы Generation+. Что включено в Ваши обязанности?
– Да, я ведущий тренер профориентационной программы социальной платформы Generation+. Моя главная задача – помочь студентам прийти к осознанному решению в выборе профессии. Миссия данного проекта – поддержать подростков из «уязвимых категорий» на этапе перехода во взрослую жизнь. Мы даем возможность получить знания и навыки, которые помогут построить карьеру своей мечты детям, нуждающимся в данных знаниях, и не имеют возможности их получить. Через создание поддерживающего сообщества, которое объединяет лучшие образовательные практики, украинский бизнес, экспертов и менторов. Призывом будут слова: помогать легко, вы тоже можете присоединиться и поддержать такого подростка, даже если это всего 500 грн. взноса!
– Над какими еще проектами работаете сегодня, и каковы Ваши ближайшие профессиональные планы?
– Я работаю над своей второй книгой «Бизнес прививки для подростков», где описываю навыки, которые необходимы подростку сейчас и во взрослой жизни. Продолжаю участвовать в вышеназванных проектах. Сейчас поступил запрос на курс для учителей средних школ, чему я очень рада. Он о том, как мотивировать детей учиться. Веду курс «Осознанного родительства». Параллельно создаю три новых продукта, мечтаю участвовать в изменении системе школьного образования в Украине.