“HUMAN RIGHTS CLINIC”
Виталия Матвеева
История основателя
Вот уже 70 лет мир празднует День прав человека. Для адвоката Виталия Матвеева это особенный день. Его многолетняя правозащитная деятельность переросла в единственный в своем роде проект Human Rights Clinic общественной организации «ПРОЖЕКТОР», которой он руководит. О чем эта история, поговорим далее. Приобщайтесь.
– Виталий, расскажите об истоках и причинах основания такой полезной сегодня организации.
– Идея пришла после победы в судебном деле против МОЗ, где нам удалось отменить дискриминационную норму в отношении людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ). Теперь они могут усыновлять детей.
Тогда мне в Facebook многие пользователи писали с просьбой помочь восстановить их права. Были сообщения о том, что существующие организации лишь фиксируют нарушения, но не отстаивают интересы в судах, а другие специалисты в области права показали неэффективность, особенно в проблемах ЛГБТ-сообщества и преступлениях на фоне дискриминации. Тогда мне и пришла мысль: «Почему бы не дать возможность таким людям получать бесплатную правовую и психологическую помощь?»
Я встретился с моим другом Андреем Радецким, которому понравилась эта идея. И 29 ноября 2019 года мы зарегистрировали ОО «ПРОЖЕКТОР». После этого я подал заявку с проектом Human Rights Clinic в Европейский фонд за демократию (EED), где нас поддержали – и с февраля текущего года мы помогаем ЛГБТ+, ЛЖВ, активистам и журналистам. А с ноября в рамках нашей медиакампаниии #ЛікуємоДобром мы предоставляем юридические онлайн-консультации врачам.
– По какому принципу Вы подбирали команду?
– Я привлекал проверенных специалистов, с которыми работал ранее. Эти люди профессионалы, осознающие специфику взаимодействия с данными категориями населения.
– То есть Вы давно работаете в этом направлении?
– С ЛЖВ – с 2007 года. Во время учебы в университете я параллельно получал практику в общественной организации. В то время как юрист я участвовал в адвокационной кампании, направленной на выделение из бюджета средств на закупку молочных смесей для новорожденных от ВИЧ-положительных матерей. И у нас получилось – эти смеси выдавались бесплатно.
– А как Вы со своей командой пришли к защите прав ЛГБТ?
– Еще на втором курсе университета мы с однокурсником ехали в троллейбусе, куда на остановке зашла гей-пара. Они присели, держась за руки и обнявшись. Сложно забыть ту атмосферу невежества и презрения к этим парням со стороны пассажиров, в том числе и моего товарища. Тогда я и решил, что, став адвокатом, и буду добиваться, чтобы каждый человек в нашем обществе чувствовал себя полноценно.
– Изменилась ли ситуация за эти годы?
– Да, изменилась. Особенно это показывает судебная практика. Но, к сожалению, люди, чьи права нарушаются, боятся говорить об этом и обращаться за помощью.
– А насколько терпимы судьи?
– В моей практике большинство судей толерантны. Даже сейчас у Human Rights Clinic более 30 кейсов дошли до суда. И, как пример, месяц назад был приговорен к 5 годам лишения свободы грабитель, промышлявший на сайтах знакомств для ЛГБТ. Считаю, что осуждение со стороны судей недопустимо.
В этом деле хочу отметить партнерские организации, которые нам помогают. Сегодня все больше людей обращаются к нам, и не лишней оказывается помощь осознанных идейных юристов и адвокатов. С другой стороны, защищать права сообществ сложно без поддержки государства, донорских фондов и организаций, деятельность которых направлена на становление демократии и верховенства права.
– Значит, Вы планируете расширяться в 2021 году?
– Да, конечно, планирую. Этот проект должен охватить всю территорию Украины, открыть новые филиалы и тем самым дать возможность для защиты прав большему числу наших граждан.
Беседовал Алексей Лосинец