Перейти до панелі інструментів
миллениум

23.12.2020

Болезнь – это нарушение нормальных (оптимальных) способов реализации потреб­ностей. А терапия есть поиск и реализация этих самых способов. В данной статье гостя нашего журнала МАРИЯ НИКИТИНА знакомит читателей с особенностями работы гештальт-терапии.

Наше гештальт-сообщество имеет свою историю, оно достаточно сложно структурировано и вплетено в какие-то другие сообщества. Среди этих сообществ есть разные отношения: с кем-то более хорошие, с кем-то дистантные. Я считаю, что терапия – это не для всех, что в общем-то нет такой однозначной ценности психотерапии: хочешь – приходи, не хочешь – не приходи. Тут скорее, про интерес к своей жизни. Здесь каждый свободен выбирать.

Гештальт-метод в терапии фокусируется на работе по осознанию явлений, которые происходят на границе контакта, чтобы способность осуществлять творческое приспособление при контакте с окружающей средой могла восстановиться.

В действительности формы, которые может принимать терапия, с каждым новым пациентом могут меняться, так же, как они могут меняться в зависимости от чувствительности и личного опыта каждого терапевта – с некоторыми пациентами связь будет главным образом словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному общению, как-то: рисунок, движение, лепка, звук и т. д.

Техники гештальт-терапии можно подразделить на две большие группы. С одной стороны, это техники диалога, который происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом. Для этой работы необходимо полнокровное личностное присутствие терапевта в диалоге; об этой форме работы говорят, что терапевт «работает собой». С другой стороны, это проективные техники, такие, как работа с образами, сновидениями, воображаемым диалогом; при этом терапевт поддерживает проявление и осознание клиентом своих переживаний. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования.

Рассмотрим некоторые методы работы с симптомом.

1. Выражение эмоций. Процесс взаимодействия человека со значимыми для него фигурами внешнего мира осуществляется в следующей последовательности: ощущение – эмоция (чувство) – объект чувства – отреагирование. Например, «Я злюсь на того-то». Чаще всего в основе образования психосоматического симптома лежит запрет на агрессию.
2. Работа с двойной природой симптома (когда человек ныряет под воду, в нем сталкивается несколько потребностей: самое естественное и физиологичное желание дышать, и жажда узнать что-то новое).

+38 093 195 99 18

автор: МАРИЯ НИКИТИНА

Зв'яжіться з нами

Наші менеджера проконсультують вас за всіма питаннями