ТАМАРА ФЕДОРОВА-МЕЛЬНИЦКАЯ ТРЕУГОЛЬНИК БУЛЛИНГА: ОПАСНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РЕШЕНИЯ
Постсоветское воспитание подарило нам чувство стыда, которое порой приводит к страшным последствиям. Мы и сегодня встречаем родителей, которые стыдятся перевести ребенка в другой класс или школу, закрывая глаза на то, что их дитя подвергается буллингу. Что это за процессы, как на них влиять, что предпринимать и как распознать в своем ребенке жертву, рассказывает детский психотерапевт, эксперт детской души с 20-летним опытом, магистр психологии Тамара Федорова- Мельницкая.
БУЛЛИНГ. НАКАЛ СИТУАЦИИ
– Я думаю, сегодня мы свидетели только начала массового распространения инфекции (я так назову буллинг). Все, что вибрирует в человеке (создает реакции на различные ситуации), должно находить выход и часто находит его именно в агрессии. Сегодня буллинг развивается вне зависимости от формы обучения детей (онлайн или оффлайн), буллинг присутствует даже на работе среди взрослых.
Это некая инфекционная болезнь, которая именно сейчас и именно в Украине выходит на поверхность с теми реакциями, которые мы производим, глядя по сторонам. Причина, думаю, ясна. Но в первую очередь все сказывается на наших детях, которые менее всего защищены.
СРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
– При первых признаках, малейшем подозрении на буллинг в отношении детей до 5-го класса именно родители (папа и мама) должны писать заявление в школу с просьбой разобраться в ситуации. А дублировать данную бумагу необходимо в Министерство образования. В Украине уже принят закон, в рамках которого достаточно жестко отслеживается эта инфекция, принимаются меры наказания и предотвращения распространения буллинга.
БУЛЛИНГ ВЛИЯЕТ НА…
– Буллинг – это психологическое и физическое насилие. Ребенок, приобретая навыки попадания в любую форму насилия, подвергается глубоким эмоциональным переживаниям. И в будущем избавиться от этого потрясения очень тяжело. Благодаря длительной терапии ребенка можно вывести из состояния жертвы, но он в любом случае примет одну из трех позиций. Я говорю о треугольнике буллинга. В нем всегда три стороны: жертва, агрессор и наблюдатель (или спасатель). Выходя из состояния жертвы, человек становится или агрессором, или спасателем. Но он всегда остается в этом треугольнике! И проецирует в дальнейшем свои образы на детей, семью или окружение.
ЧЕМ ЧРЕВАТ БУЛЛИНГ
– Депрессии, психологические нарушения и самое страшное – доведение ребенка (или взрослого) до суицида. Думаю, вы видите такие истории в новостях периодически. Важно знать, что в данном случае агрессор и наблюдатель несут такие же травматические потрясения.
ПЕРСПЕКТИВЫ
– Мне кажется, буллинг в связи с накалом пойдет глубже и будет иметь еще более серьезные последствия. На государственном уровне вряд ли в ближайшее время (несколько лет) будут ужесточаться меры по той причине, что сегодня мы заняты решением жизненно важных вопросов. Мы находимся в процессе выживания, а после будет долгая реабилитация – постпандемическое время.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
– Ответственность сегодня лежит только на нас, на родителях. Именно мы должны разрывать этот треугольник. Часто буллинг покрывают именно преподаватели, воспитатели и руководители. Во избежание психологических травм мы должны перевести ребенка в другой класс, в другую школу, добиться увольнения учителя, а нередко и переехать в другой район (или город).
Интересуйтесь каждым членом коллектива, в котором находится ваш ребенок. Задавайте вопросы о каждом мальчике и каждой девочке. Называя очередное имя, ребенок, который подвержен буллингу, будет опускать глаза и отказываться говорить об этом человеке. Отслеживайте любое сверхэмоциональное проявление ребенка. И не важно, в какой роли он (жертва, агрессор или наблюдатель). В любой из ситуаций действуйте, даже если буллинг направлен не на вашего ребенка. Отслеживайте, что дети смотрят, пишут, фотографируют, снимают…
Буллинг – это инфекция, прививка от которой не должна быть сделана вашему ребенку в раннем детстве или подростковом возрасте. Мы с этим не родились и нам это не нужно. Каждый из нас должен делать хоть самый малый шаг для того, чтобы в нашем окружении не было насилия.